Page 11 - Объекты культурного наследия РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Том 2 - АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РАЙОНЫ
P. 11
ПРЕДИСЛОВИЕ
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ные описания этих объектов. В данный Каталог не Основные архитектурные описания объектов
включены объекты археологического наследия за ис культурного наследия были созданы при подготовке
ключением объектов, входящих в состав историко к изданию Свода памятников истории и культуры
архитектурных и археологических музеев заповед Республики Татарстан (в 1997–1999 гг.). Для стиле
ников Республики Татарстан (Болгарского, Биляр вой характеристики объектов авторами использова
ского, Иске Казанского), за исключением отдельных лась общепринятая в искусствознании последних
памятников эпиграфического наследия (надгробий лет терминология стилей и их направлений. С учетом
14–16 вв.), наличие и местонахождение которых на композиционных, объемно планировочных и архи
территории муниципальных районов Татарстана в тектурно декоративных признаков, временных ра
настоящее время точно установлено. мок строительства и последующих реконструкций
Все объекты культурного наследия сгруппирова памятник архитектуры был отнесен к одному из сти
ны в соответствии с современным административно лей или их направлений. При сочетании в одном объ
территориальным делением республики в алфавит екте нескольких стилевых направлений в его харак
ном порядке независимо от категории их охраны. теристике это отмечалось особо.
Описания объектов в каждом районе начинаются с В Своде были выделены памятники архитектуры
объектов, расположенных в районном центре, далее булгарского периода, русской архитектуры псков
в алфавитном порядке следуют иные населенные ской, владимирской и московской школ 2 й пол. 16 в.,
пункты районного подчинения. Внутри крупных на русской архитектуры 17 в. в стиле «кирпичного узо
селенных пунктов описания объектов приводятся, рочья». С 18 в. получили распространение следую
как правило, также в алфавитном порядке по назва щие стили, их направления и течения:
ниям улиц и площадей, на которых те расположены. барокко — петербургское, московское, украинское
Исключение сделано только для современного город и др. (нач. — 3 я четв. 18 в.),
ского округа Набережные Челны, где такой принцип классицизм — ранний, александровский, николаев
был неприменим. ский, поздний и т.д. (посл. четв. 18 — нач. 19 в.),
При описании памятника указываются: назва ампир (1 я треть 19 в.),
ние города, населенного пункта, его адрес (в тех на эклектика (1840 е — нач. 20 в.).
селенных пунктах, где есть улицы и номера домов),
название памятника, его датировка и типологичес Архитектурная эклектика характеризуется ис
кая принадлежность, фамилии архитекторов и пользованием в оформлении построек и декоратив
скульпторов (если их удалось установить). В статье ных элементов архитектуры других исторических
о памятнике жилой архитектуры указываются фа периодов и стилей, а также их различным сочетани
милии владельцев, о здании общественного назна ем. В таких случаях употреблялась соответствую
чения — учреждение, для которого оно строилось, а щая терминология:
также другие организации, располагавшиеся в этом «кирпичное» направление эклектики — когда ис
здании позже, если о том имеются проверенные све пользуется неоштукатуренная кирпичная кладка с
дения. Если тот или иной памятник построен на бла деталями и декором из фасонного кирпича или двух
готворительные средства, называются фамилии цветная кладка заподлицо;
благотворителей. Даты до 10 февраля 1918 г. даны национально романтическое направление эклек
по старому стилю. тики с использованием форм и элементов декора
В описании архитектурного облика объекта выде архитектуры мусульманских стран и татарского на
лялись следующие параметры: местоположение в си рода и т.д.;
стеме города, населенного пункта, улицы, ландшафта классицистическое направление — когда преобла
и т.д., типологическая принадлежность, композицион дают ордерные и другие формы классицистической
ная структура и ее особенности, объемно планировоч архитектуры;
ное решение и архитектурно декоративное оформле псевдорусское, русско византийское, псевдоре
ние фасадов и интерьеров (если последние исследова нессансное, псевдоготическое и другие направления
ны), изменения первоначального облика в процессе эклектики, когда в постройках используются формы
перестроек (если выявлены), стилевая характеристи и элементы декора древнерусской, ренессансной,
ка, место и значение его в истории архитектуры и средневековой европейской архитектуры.
градостроительства Татарстана (для уникальных и Модерн возник в противовес эклектизму и был
значимых памятников архитектуры). В особых случа распространен в кон. 19 — нач. 20 в. Различают ран
ях приводятся описания интерьеров или художест ний модерн — 1895–1905 гг. (отличался замыслова
венных произведений, неотъемлемо связанных с этим тыми формами и декором растительного характера)
объектом. и поздний модерн (кон. 1900 х — 1910 е гг.), в котором
7