Page 252 - Объекты культурного наследия РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Том 2 - АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РАЙОНЫ
P. 252
ВЫСОКОГОРСКИЙ РАЙОН
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
В 1873 дети поэта Боратынского принимают ре полуколоннами, тяжело несущими высокий почти
шение расстаться с Каймарами. Зинаида продала равнобедренный фронтон. Северная и южная сте
все земли, оставив только усадьбу, Ольге Михай ны четверика вверху прорезаны шестиугольной
ловне Емельяновой. Последняя построила свою формы световыми экранами — вытянутыми в ши
усадьбу и хутор, где жили работники. Фактичес рину окнами, характерными для архитектуры Пе
ким хозяином имения был ее муж В.Н. Емельянов, тровской эпохи.
довольно известный земский деятель. Другой на Главный объем храма выделен по углам пиляс
следник матери, Н.Е. Боратынский, не менее извест трами с вкраплением белокаменных композитных
ный земский деятель, в том же 1873 продал свою до капителей, подпирающими лаконичный ленточ
лю купцу А.С. Иванову, до того владевшему здесь ный фриз из едва обозначенных в кирпиче гуртов.
ветряной мельницей. Заслуживающая внимания Над карнизом (с жестяным сливом) по периметру
история усадьбы Каймары на этом заканчивается, четверика поднят аттиковый парапет в виде
ее строения не сохранились. сплошной стенки барельефных балясин из фигур
Возведенный в Каймарах кирпичный ярусный ного кирпича.
храм (с главным престолом во имя преп. Кирилла Четверик в области аттика переходит в восьме
Белозёрского) отличается исключительным архи рик, который также отмечен по граням плоскими
тектурным своеобразием, присущим небольшой пилястрами с белокаменными капителями, а они, в
группе самых известных сооружений раннего рус свою очередь, поддерживают простой ленточный
ского барокко Петровской эпохи. фриз восьмерика. Окна на его гранях обрамлены
полуколоннами. В верхней части восьмерика,
Храм Кирилла Белозёрского
в основании его лоткового свода, по периметру
еще раз выведена аттиковая стенка, оформ
ленная аналогичными четверику барельефными
балясинами.
Установленный на своде глухой восьмигранный
барабан декорирован по граням частыми кирпичны
ми лопатками и прямоугольными нишами. На бара
бан поставлен усложненного абриса грушевидный
купол, переходящий в меньшую, выемчатого конту
ра, барочную маковку. Она увенчана ажурным че
тырехконечным крестом (с сиянием) замечатель
ной кузнечной работы, который сохранился, как и
все описанные деталировки храма, в первозданном
виде. Подобные примеры в истории отечественной
Не совсем обычный кирпичный ярусный храм в культовой архитектуры (особенно в провинции)
Каймарах освятили в 1823, на следующий год после встречаются весьма редко (сооружение в Каймарах
посещения Казани императором Петром I. Это цен каким то чудом не подверглось в советскую эпоху
трическое сооружение типа «восьмерик на четве богоборческому вандализму).
рике», усложненное примыкающими одноэтажны Переходя к описанию нижнего яруса храма,
ми пристройками — апсидой, боковыми приделами следует обратить внимание на форму апсиды, при
со скругленными углами и лепестковой в плане тра мыкающей к четверику с востока. В плане она
пезной (с полуциркульными и близкими к ним в представляет собой сочетание прямоугольника и
плане очертаниями). Все пристройки к четверику полукружия, которые перекрыты усложненной
перекрыты кирпичными сводами разного радиуса и сводчатой конструкцией, в результате чего кровля
высоты. апсиды приобрела сложный профиль, приближаю
Основа композиции ярусного храма в Каймарах щийся к шлемовидному.
в целом характерна для эпохи раннего барокко. С северной и южной сторон к четверику при
Повышенный четверик служит опорой светового строены выложенные из кирпича приделы, кото
восьмерика, который переходит в сомкнутый свод рые объединены с западной стороны в общий объем
и завершается глухим барабаном с убывающими трапезной. Оба придела также построены при жиз
кверху маковками и крестом. ни заказчика — петровского сподвижника М.Н. Ку
В основании части четверика с южной и север дрявцева. Один из приделов был освящен в честь
ной сторон имеются прямоугольные дверные про пребывания царской особы — во имя благоверного
емы, фланкированные по бокам прямоугольными князя Александра Невского (не ранее 1724), другой
248 Фото А. Тарунова, 2015