Page 250 - Объекты культурного наследия РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Том 2 - АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РАЙОНЫ
P. 250

ВЫСОКОГОРСКИЙ РАЙОН
             ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

                А
               Л
                 Т


             А АЛАТ  (РУССКИЙ АЛАТ) *                     кой главкой. Нижний ярус колокольни разно
             ЦЕРКОВЬ УСПЕНСКАЯ, 1712 г., 1897–1898 гг.    образно украшен пилястрами, фризами с горизон
                                                          тальными профилированными тягами и раскрепов
                                                          кой в стиле, подражающем декоративным приемам
                                                          московского барокко. В наружном оформлении
                                                          использованы лопатки, ступенчатые карнизы, по
                                                          ребрик, а самое главное — выложены из кирпича на
                                                          перехваченных дыньками полуколонках сложные
                                                          наличники в виде гребешков, напоминающих дета
                                                          лировку «нарышкинских» храмов. Псевдорусские
                                                          элементы в данном случае органично дополнили
                                                          старинную  архитектуру, т.к. со стороны строите
                                                          лей кон. 19 в. огромное внимание было уделено исто
                                                          рическому соответствию и проявлена тщательность
                                                          в обработке материала (в данном случае кирпича).
                Представляет собой разновременной комплекс
             построек асимметричной композиции. Основной
             объем сложен из блоков песчаника в 1712 на сред
             ства известного казанского купца И.А. Михляева.
             К невысокому четверику примыкает на всю шири
             ну полуциркульная апсида под конхой. Стены
             четверика и апсиды прорезаны прямоугольными
             окнами, обрамленными колонками наличников
             с завершением в виде «петушьих гребешков»
             в стиле московского «нарышкинского» барокко.
             Первоначально к кубическому объему храма с
             оформлением окон гребешковыми наличниками
             в стиле «нарышкинского» барокко с запада примы
             кала прямоугольная трапезная из того же строи
             тельного материала.





                                                             œËÏÂ˚ ‰‚ÌÂ„Ó Ì‡Î˘ÌË͇ Ë ËÏËÚ‡ˆËË ÒÚËΡ ·‡ÓÍÍÓ
                                                             В результате продуманного научно творческого
                                                          подхода ценный памятник Петровской эпохи в сти
                                                          ле барокко (нач. 18 в.) в соприкосновении с подра
                                                          жательным псевдорусским стилем (кон. 19 в.) при
                                                          обрел своеобразный романтический облик. Перед
                           fi„Ó-‚ÓÒÚÓ˜Ì˚È ‡ÍÛÒ           нами один из замечательных примеров стилиза
                                                          торства кон. 19 в. на тему древнерусского зодчества.
                Белокаменный храм в Русском Алате пере       Сохранность декоративных элементов храма в
             строен в 1896–1898 на средства купца З.И. Бажено   настоящее время вызывает тревогу. Многие дета
             ва. При этом старая трапезная, очевидно, была  ли, элементы каменных колонок и наличников,
             разобрана и отстроена заново в кирпиче. Но одно   особенно подлинные, выполненные из «мягкого»
             временно с этим уцелевшие  каменные блоки    камня, самопроизвольно выпадают из кладки,
             использовались для возведения южного придела с  обрушаются. Стены из каменных блоков местами
             полуциркульной в плане апсидой. Кирпичная тра   разорваны глубокими трещинами. Редкостный па
             пезная объединила старую и новую части храма по  мятник зодчества может быть утрачен, если не
             всей его ширине. После этого с запада стали возво   принять срочных мер по его спасению.
             дить 3 ярусную колокольню. Ее завершает дере                                    А.М. Тарунов, 2016
             вянный шатер со «слухами», увенчанный малень   Выявленный объект культурного наследия



             246            * В «Своде памятников истории и культуры Республики Татарстан. 1999» по ошибке   Фото  А. Тарунова, 2015
                            вместо церкви с. Алат описана церковь в Потанихе (с. 128) и, наоборот, вместо Потанихи
                            описывается церковь в с. Алат (с. 131–132). — Прим. ред.
   245   246   247   248   249   250   251   252   253   254   255