Page 820 - Объекты культурного наследия РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Том 2 - АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РАЙОНЫ
P. 820
ТЕТЮШСКИЙ РАЙОН
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
бокового входа вписано по трехарочному окну, Храм 2 этажный, в основе его плана лежит
причем самым крупным аркам придана едва латинский крест. Первый этаж завершен по фасаду
обозначенная килевидность (заострение). Углы многоступенчатым карнизом, охватывающим зда
четверика получили примыкающие восьмигран ние по всему периметру. Окна нижнего яруса имеют
ные колонны, поддерживающие многопрофильный наличники с замковым камнем, массивные сандри
далеко вынесенный карниз, над которым в каждом ки — в виде дугообразной полочки. Центральный
углу четверика возвышаются четыре глухих кар объем получил форму неправильного восьмерика с
касных деревянных двухступенчатых восьмигран углами, раскрепованными узкими филенчатыми
ных тумбы барабана с восьмигранными лукович лопатками. Верхний этаж перекрыт сомкнутым
ными главками. Подобная им центральная глава сводом, который увенчан глухим барабаном и ма
большего размера поставлена на сомкнутый кир ковкой. Выступающие крылья центрального объема
пичный свод четверика. Нижний ярус колокольни получили двускатное покрытие.
без восьмигранных колонн; дугообразные высту
пы здесь лишены намека на килевидность, в верх
ней части имеют круглые люкарны. Килевидные
очертания приданы обрамлениям восьми арочных
проемов звонарного яруса, который поднят на пе
реходном восьмерике. Колокольня завершается хо
рошо сохранившимся деревянным каркасным шат
ром, имеющим в основании слуховые окошки в чер
дачных клетях с килевидными фронтонами. Шатер
увенчан граненой луковичной маковкой, стоящей на
восьмигранной шейке в оперении килевидных эле
ментов. Архитектура храма относится к позднему
варианту эклектики рационального направления,
которое можно охарактеризовать как неоренессанс
ное (арки), равно как и псевдорусское (шатер).
Колокольня 5 ярусная по типу «четверик на
И.В. Якимов, 1999; А.М. Тарунов, 2016 четверике». Первый и второй ярусы по бокам проре
заны оконными проемами и обведены наличниками
сложной формы; углы подчеркнуты кессонирован
ными лопатками. Простенки оформлены узкими
филенчатыми лопатками, третий ярус получил по
овальному «глазку» резонатору с каждой стороны.
Звонница в четвертом ярусе завершается надстрой
кой с четырьмя круглыми люкарнами по сторонам и
полукуполом в стиле барокко. Завершающий ярус
— небольшой восьмерик с полуколоннами на уг
лах. Колокольня соединяется с основным объемом
2 этажным переходом, равным центральному нефу.
Наружные стены неоштукатурены. За время
‘ÓÚÓ ‰Ó 1990 „. своего существования церковь ремонтировалась
Выявленный объект культурного наследия несколько раз: в 1771, в 1871 (реставрация приде
лов), в 1887–1889, когда храм капитально ремонти
ровали и расширяли. Сооружение в стиле барокко с
Б
М
Я ЯМБУХТИНО поздними декоративными наслоениями псевдорус
О
Н
И
Т
У
Х
ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1735–1741 гг. ского и псевдоготического стилей. Здание пустует и
постепенно разрушается.
Кирпичная четырехпрестольная церковь по Входные ворота из кирпича расположены с за
строена в 1741 вместо ветхого деревянного храма пада. Они трехарочные, в псевдорусском стиле с
(1714). Средства на строительство были выделены псевдоготическими мотивами.
местным помещиком, казанским вице губернато
И.В. Якимов, Т.С. Чудинова, 1999; А.М. Тарунов, 2016
ром М.Н. Кудрявцевым и собраны с будущих при
хожан. Выявленный объект культурного наследия
816 Фото А. Тарунова, 2015