Page 261 - Объекты культурного наследия РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Том 2 - АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РАЙОНЫ
P. 261
ВЫСОКОГОРСКИЙ РАЙОН
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
с арочным слуховым окном. Углы и центральный Псалтыри по усопшим». Именно такая церковь
ризалит раскрепованы лопатками. Широкий меж была возведена в 1898–1899 по проекту епархи
дуэтажный гурт выполнен из полукруглого фигур ального архитектора Ф.Н. Малиновского, который
ного кирпича и дополнен поребриком. Оконные предложил оригинальный художественный ход,
проемы нижнего этажа с валиковыми наличника полностью отвечавший заупокойному настроению
ми, на верхнем этаже — с наличниками сложной заказчика.
формы и трехлопастными сандриками, характер
ными для позднего барокко. Утрачены перекрытия
и кровля.
Л.М. Муртазина, Х.Г. Надырова, 1999; А.М. Тарунов, 2016
Выявленный объект культурного наследия
Корпус братский с трапезной, 1893 г.
‘ÓÚÓ ‰Ó 1999 „.
В основе кирпичного сооружения лежит равно
конечный крест. Пространство между его ветвями
заполнено четырьмя пониженными объемами со
скошенными углами. Над средокрестием возвыша
Вытянутый вдоль западной границы монасты ется не сияющий византийский купол, а мрачнова
ря 2 этажный неоштукатуренный корпус брат тая квадратная башня с едва скошенными углами.
ских келий построен из красного кирпича в 1893. Центральный квадратный объем закрыт плоским
С внешней (западной) стороны центральная часть куполом, несущим небольшую луковичную главку
фасада выделена ризалитом, завершенным тре с крестом (восстановлены в 1997). Квадратная баш
угольным фронтоном. Фасад, обращенный внутрь ня обведена по периметру ритмичной аркатурой с
монастыря, выступов не имеет, он расчленен ло каменными наличниками в виде замысловатых
патками на три неравных отсека и насчитывает колонок. В каждой из четырех сторон в аркатуре
12 оконных осей. Оконные проемы нижнего этажа башни прорезаны по два арочных окна, впускаю
обведены тонким гуртом со щипцевидным завер щих дневной свет в подкупольное пространство.
шением, на верхнем этаже окна обрамлены кир Разновеликие объемы, из которых «сконструи
пичными наличниками с трехлопастным килевид рован» поминальный храм, придают ему вид сту
ным завершением, опирающимся на две боковые пенчатой пирамиды. В этом довольно явно прочи
колонки со стилизованными элементами в виде тывается сходство с мавзолеями зиккуратами
«дынек». По горизонтали проходят профилирован Месопотамии, где покоятся вавилонские и другие
ные тяги. Поверх стен выложен многорядный кар библейские цари. Эклектика, как метод архитек
низ с ломаным фризовым гуртом. Вход в коридор турного творчества, вполне допускала любые,
дополнен тамбуром. Яркий пример применения даже не совсем привычные для российского право
псевдорусского стиля. славия параллели и аналогии.
А.М. Тарунов, 2016 В центральной вытянутой зале нижнего яруса,
состоящего из небольших сводчатых помещений,
Выявленный объект культурного наследия
соединяющихся через арочные проемы, располага
ется усыпальница Гавриила Седмиезёрного —
схимника, проживавшего в пустыни с 1883 по 1908.
Церковь Евфимия Великого
и Тихона Задонского, 1898–1899 гг. Его духовной дочерью считала себя великая княги
ня Елизавета Фёдоровна Романова, которая не од
Построена по желанию схимонаха Гавриила, нажды проведывала схимника. Тем не менее в 1908
который настаивал на возведении в монастыре этого влиятельного монаха казанский архиерей
поминального храма «для неусыпного чтения отстранил от должности наместника монастыря,
Фото А. Тарунова, 2015 257