Page 259 - Объекты культурного наследия РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Том 2 - АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РАЙОНЫ
P. 259
ВЫСОКОГОРСКИЙ РАЙОН
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
М
И
С СЕМИОЗЁРКА линии южной монастырской ограды возвели высо
Е
О
К
А
Р
З
Ё
СЕДМИОЗЁРНАЯ ПУСТЫНЬ, XVII–XIX вв. кую 5 ярусную колокольню с надвратной церковью
(1881, не сохранилась). В 1893 на западной стороне
(Архитектурный ансамбль — 9 строений) построили кирпичный братский корпус с трапезной,
а некоторое время спустя — оригинальный храм
Евфимия Великого и Тихона Задонского (1899).
Таким образом, к нач. 20 в. Седмиозёрная пустынь
представляла собой весьма значительный, окру
женный каменными стенами архитектурный
ансамбль, состоявший из Воскресенской церкви и
собора Смоленской Богоматери (сер. 17 в.), а также
расположенных по периметру стен пяти каменных
келейных корпусов, построенных в сер. 18 и в кон.
19 в., колокольни и странноприимного дома.
С 1901 по 1908 во главе Седмиозёрной пустыни
стоял схиархимандрит Гавриил (Гавриил Михай
лович Зырянов, 1844–1915), канонизированный в
1996. Его усыпальница находится в храме Евфимия
Великого и Тихона Задонского.
Советская власть закрыла монастырь уже в
На пустынном месте на р. Солонке в 1615 объ
1926. Чудотворная икона Смоленской Богоматери
явился отшельник — иеромонах Евфимий из Ве последовала в казанский Петропавловский собор.
ликого Устюга. На этом месте в 1627 последователи
Воинствующие атеисты в кон. 1930 х разрушили
старца основали мужской монастырь. В 1646 здесь до основания большую часть келий Седмиозёрной
был построен небольшой каменный Вознесенский
пустыни, ограду, древнюю церковь, собор и коло
собор (руины находятся в юго западной части мо
кольню. Уцелевшие постройки многие годы по
настырской территории). В 1668 северо восточнее своему усмотрению использовал местный совхоз.
первого каменного храма, почти в центре ансамбля,
возвели 2 этажный каменный Смоленско Богоро
дицкий собор. Его главной святыней стала икона
Смоленской Божьей Матери, которую, унаследо
вав от родителей, принес с собой основатель пус
тыни Евфимий. Эту икону признали чудотворной
после избавления Казани от эпидемии чумы в 1654.
К 1669 Седмиозёрную пустынь окружили камен
ной стеной крепостного типа с несколькими шатро
выми башнями. К кон. 17 в. монастырь достиг свое
го расцвета, к нему стекалось множество паломни
ков со всего Заказанья.
В нач. 18 в. в юго западном углу монастырской
территории построили небольшую одноглавую цер
ковь в стиле раннего барокко (не сохранилась).
Вплотную к ней, вдоль западной границы обители,
встали каменный корпус келий и настоятельские
покои. Изолированные 2 этажные сооружения со С 1996 мужской монастырь в Семиозёрке стал
единялись каменными переходами, образуя перед постепенно возрождаться. Сначала в 1996–1998
собой прямоугольный двор. Монастырь продолжал восстановили заброшенную церковь Евфимия с
разрастаться: с южной стороны в 18 в. построили усыпальницей Гавриила Седмиезёрного, позднее
два 2 этажных дома, один из которых, более ран воссоздан участок кирпичной ограды. Поставлена
ний, предназначавшийся для паломников, распола конкретная цель — поднять из руин главный храм
гался с восточной стороны от южных ворот, второй Седмиозёрной пустыни — собор Смоленской Бого
— с западной (не сохранились). В сер. 19 в. рядом с матери 17 в., ведутся проектные работы и изыски
северной границей монастыря, вблизи дальних ваются средства.
ворот, сооружен странноприимный дом. Позже в А.М. Траунов, 2016
255