Page 793 - Объекты культурного наследия РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Том 2 - АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РАЙОНЫ
P. 793

СПАССКИЙ РАЙОН
                                                                                ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

                                                                  Р
                                                                   А

                                                                 Е
                                                             И
                                                            Р

                                                                З
                                                               О
                В основе композиции храма лежит квадрат, раз   Т ТРИ ОЗЕРА (РОЖДЕСТВЕНСКОЕ)
             битый на 12 неравных ячеек системой сводов и  ЦЕРКОВЬ ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКАЯ,
             парусов, которые несут центральный, самый круп   1777 г., 1874–1876 гг. (2 строения)
             ный из имеющихся, световой восьмигранник, а в от
             крытых угловых ячейках — небольшие глухие
             восьмигранники. Чтобы увеличить пространство
             храма, к кубообразному объему с востока и запада
             пристроены пониженные крылья трансепта (попе
             речного нефа), в результате чего исчезли попереч
             ные стенки четверика, место которых заняли квад
             ратные пилоны; таким образом число их в храме до
             стигает восьми. Образуются длинные продольные
             нефы, при этом восточная пара пилонов оказывает
             ся в прямоугольной просторной алтарной части, за
             иконостасом. Вместительность храма при этом
             возрастает на 2/3, и даже более, улучшается обзор
             восточной предалтарной зоны, увеличивается вдвое
             полезная площадь заалтарного пространства.
                Снаружи все восьмигранные ярусы завершают
             ся каркасными деревянными шатрами, немного
             приземистыми из за их значительных размеров     Кирпичный храм расположен на пологом бере
                                                          гу оз. Чистое. Четверик и апсида относятся к пе
             (условного диаметра окружности). Поперечные
                                                          риоду барокко, они возведены в 1777 помещиком
             нефы  центрального куба расчленены пучками по
             луколонок и завершаются двускатными щипцами.  Львом Ивановичем Молоствовым, основателем
                                                          разветвленного дворянского рода, или его сыном
             Центральный, более широкий трансепт, слегка
             выдвинут вперед. Западный и восточный трансепты  Порфирием.
                                                             Большой двусветный четверик первоначально
             щипцов не имеют. С восточной стороны проделано
             небольшое полуциркульное окно.               завершался высоким сомкнутым сводом, который
                                                          нес маленькую глухую главку. В советское время
                                                          перекрытия были разрушены. Существующий
                                                          каркасный полусферический купол поставлен в
                                                          2010 м.
                                                             В 1874–1876 к храму с запада пристроили
                                                          трапезную с двумя боковыми приделами, допол
                                                          ненными полукруглыми апсидами с главками на
                                                          глухих барабанах. После пристройки трапезной из
                                                          красного кирпича объем храма значительно увели
                                                          чился. С западной стороны пристроен на всю ши
                                                          рину притвор, объединивший трапезную с двумя
                                                          приделами.
                                                             3 ярусная колокольня кон. 18 в. стоит отдельно
                                                          от церкви и чуть ниже по рельефу. Колокольню от
                Оформление по своей сути эклектичное: проис
             ходит смешение русской шатровой традиции с   личает повышенный второй ярус звона с высокими
                                                          арочными проемами на каждой стороне. Третий
             приемами ренессанса — как в композиции, так и в
                                                          ярус — небольшой четверик с барочными люкарна
             декоре, где килевидные и арочные закомары с ба   ми — в основании граней перекрыт пологим четы
             рочными «петушьими гребешками» наличников и
                                                          рехгранным сводом и увенчан главкой на коротком
             пучками полуколонок сочетаются с ренессансными
             порталами и слепыми «флорентийскими» окнами.  барабане. Четверик и апсида храма в стиле барокко
                                                          декорированы городковым карнизом, раскрепован
             Определение русско византийского стиля сюда не
                                                          ным пилястрами, наличниками в виде «петушьего
             очень подходит, скорее, это русско итальянский,  гребешка». Колокольня — пример сочетания клас
             т.е. «тоновский», вариант эклектики.
                                                          сицизма с элементами барокко.
                               Р.А. Айнутдинов, Х.Г. Надырова, 1999; А.М. Тарунов, 2016
                                                             В ограде располагался некрополь (не сохра
             Выявленный объект культурного наследия       нился) многочисленной семьи Л.И. Молоствова,
                                                                                                 789
                                                           Фото  А. Тарунова, 2015
   788   789   790   791   792   793   794   795   796   797   798