Page 784 - Объекты культурного наследия РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Том 2 - АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РАЙОНЫ
P. 784
СПАССКИЙ РАЙОН
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
У
О
В
Р
О
К
А
Б БУРАКОВО (нежилое) белокаменным карнизом. Трапезная и нижний ярус
ЦЕРКОВЬ КАЗАНСКО"БОГОРОДИЦКАЯ, колокольни, несомненно, построены по проекту
1839–1851, 1872, 1880 гг. Брюллова, т.к. имеют много общего в оформлении,
где наряду со стилизацией под зодчество допетров
ской Москвы использованы мотивы классицизма
(фриз с белокаменными метопами).
Заслуживает некоторого внимания и личность
Екатерины Петровны Хованской (1811–1855),
унаследовавшей усадьбу Актай, или Бураково (Бо
городское), от своих родителей — симбирских поме
щиков. Она приходилась родной сестрой декабрис
ту Василию Петровичу Ивашеву, сосланному в Си
бирь. Вместе с мужем Ю.С. Хованским (1806–1868)
она воспитывала кроме своих дочерей Веры и Ма
рии Юрьевны старшую дочь декабриста и Камиллы
Ле Дантю, родившуюся в Сибири (Марию Василь
евну Ивашеву). В Спасском уезде в семье Екатери
ны Петровны в 1850 е состоялись две свадьбы: стар
Небольшой кирпичный храм на берегу р. Ахтай шая дочь Вера Хованская (1831–1864) вышла за
построен в 1851 в исчезнувшей в советское время муж за спасского помещика Владимира Васильеви
родовой усадьбе княгини Е.П. Хованской. Первона ча Трубникова (1827–1878), а Мария Ивашева — за
чально проект усадебной церкви был заказан архи его брата Константина Трубникова (1829–1904), пе
тектору И.А. Бенземану, работавшему в стиле клас тербургского капиталиста, директора пароходного
сицизма, однако предпочтение отдано более модно общества «Русалка», издателя «Биржевых новос
му проекту, созданному в 1839 академиком архи тей». К 1850 м относятся, видимо, и росписи храма в
тектуры А.П. Брюлловым (1798–1877), которого Актае Буракове учениками живописца Карла
можно считать основоположником нового направле Брюллова (брата архитектора), от которых уцелели
ния в русской архитектуре кон. 1830–1840 х — ро незначительные фрагменты. После смерти еще
мантизма. Осуществленный в 1840 х проект храма в сравнительно молодой Е.П. Хованской имение в
Буракове — одна из первых эклектических стили Спасском уезде перешло к Вере Юрьевне Трубни
заций на тему московского зодчества сер. 17 в., со ковой, умершей в 33 года.
ставляющих немногочисленный круг оригинальных Вопреки сложившейся традиции Бураково не
построек в национально романтическом вкусе, но перешло в род ни одной из дочерей В.Ю. Трубнико
все еще связанных с ордерной системой. вой Хованской (1831–1864), а осталось в нераздель
Несмотря на кажущиеся небольшие размеры, ном владении ее сына Георгия (Юрия) Васильевича
храм был трехпрестольным, состоял из трех нефов Трубникова (1857–1920), известного впоследствии
под цилиндрическими сводами, опирающимися на земского и государственного деятеля. В память о
четыре невысоких круглых столпа. Сами столпы своей бабке (Е.П. Хованской) Ю.В. Трубников над
имеют утяжеленные квадратные базы и подобие строил над трапезной бураковского храма ярус ко
массивных капителей с виньеткой по белому камню. локольни под деревянным шатровым верхом (по
С востока к главному нефу примыкает полуцир проекту казанского архитектора П.В. Тихомирова).
кульная в плане апсида под конхой. Трехнефное После революции бывший предводитель Спасского
пространство квадратного в плане храма перекрыто уездного дворянства Ю.В. Трубников и его супруга
четырехскатной кровлей, над которой возвышается Александра Платоновна ушли в Сибирь с армией
луковичная главка на высокой тонкой шейке с Колчака. Усадьба была разграблена крестьянами и
аркатурой, подражающей декору русского допет конфискована советской властью. В 1920 х краси
ровского зодчества. Те же мотивы аркатурного ряда вый 3 этажный дом в Буракове, стоявший вблизи
на тонких полуколонках нашли отражение в на Казанско Богородицкой церкви, был растащен на
ружном оформлении апсиды и боковых окон, цент камни, а уже запущенный сад под корень вырублен.
ральные из которых утроены. Использован также и В районной библиотеке в Болгаре хранятся некото
мотив кокошников с килевидным завершением в рые книги из библиотеки Ю.В. Трубникова и видо
оформлении ложного аттика, показанного над глад вая картина художника В.М. Голицына, закончив
ким фризом и сильно выступающим белокаменным шего жизнь в свияжском концлагере. Оставшийся в
карнизом, причем аттик тоже снабжен развитым России единственный из балахчинских помещиков
780 Фото А. Тарунова, 2015