Page 464 - Объекты культурного наследия РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Том 2 - АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РАЙОНЫ
P. 464
ОСТРОВ ГРАД СВИЯЖСК. ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ РАЙОН
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Успенский собор, 1560 г., зодчий Постник ных арочек. В 1730–1740 е собор перестраивался
Яковлев в барочном стиле: восьмискатное покрытие заме
нено полусферической кровлей; срезаны харак
терные псковские детали — «щипцы»; углы
здания надложены кирпичом; по верхнему краю
стен (на всех четырех фасадах) возведен узорча
тый аттик парапет из пышных барочных фрон
тончиков; глава собора получила восьмискатное
сферическое покрытие вместо завершения луко
вичной формы; на главе появился глухой восьми
гранный барабан, обитый железом, над ним не
большая грушевидная главка с крестом. Парапет
южной паперти украшается вновь возведенной
узорчатой балюстрадой; в фасадах прорубаются
новые оконные проемы с обрамлением, как и у
окон вновь пристроенной трапезной, барочными
наличниками.
¬Ë‰ Ò ˛„‡
Собор заложен весной 1556, завершение работ
и освящение состоялось в сентябре 1560. Строи
тельство осуществлено артелью псковских масте
ров под руководством Ивана Ширяя; проект собо
ра подготовлен, вероятно, Постником Яковлевым
по прозвищу Барма.
¬Ë‰ Ò ‚ÓÒÚÓ͇
Пристройки к древнему собору: 1) галерея
паперть — нач. 17 в.; 2) квадратная апсида Герма
новского придела с юго восточной стороны — кон.
17 в. (разобрана в кон. 18 в.); 3) трапезная — кон. 18 в.;
4) крытое крыльцо — 1857; 5) устройство калори
ферных печей — 1894.
В 2000 в Успенском соборе производилось
–ÂÍÓÌÒÚÛÍˆËˇ ̇ 16 ‚. укрепление фундамента. В 2010 главный монас
Первоначально представлял собой квадрат тырский храм вновь закрылся на реставрацию
ный в плане, одноглавый, под восьмискатной интерьера.
кровлей, четырехстолпный, крестово купольный, Фрески
трехапсидный храм, построенный из белого изве Главной достопримечательностью собора были
стняка, добытого у Печищ и Гребеней (напротив и остаются фресковые росписи, выполненные
Казани, на Волге). Снаружи фасады храма обра предположительно в 1561. Это один из наиболее со
ботаны четырьмя лопатками, стянутыми по верху хранившихся циклов монументальной живописи
лопастными арками, барабан украшен типично сер. 16 в. (общая площадь 1080 кв. м). Фрески со
псковскими деталями: ленты из «бегунков» — бора не имеют полных аналогов по манере написа
впадинки из треугольников, сверху и снизу пояс ния и цветовому колориту ни в одной из древне
ки из поребрика, над ними лента из полуциркуль русских школ фресковой росписи.
Фото А. Тарунова, 2015
460