Page 440 - Объекты культурного наследия РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Том 2 - АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РАЙОНЫ
P. 440

ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ РАЙОН
             ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

                             Ы
                              Е
                          О
                           В


                                  З
                                —

                  Н
                   И
               И
                Ж
                     Е
                        Я
                         З

                      В
                                   Е
                                                 п
                                                  е
                                                ,

                                                   р
                                                     о
                                                      н
                                                    е
                                                    г
                                       Н
                                        Ы
                                     Л
                                      Ё
                                          Й
                                             О
                                               Л

                                            Д
             Н НИЖНИЕ ВЯЗОВЫЕ —  ЗЕЛЁНЫЙ ДОЛ, перегон        В 1955 вместе с возведением параллельного вто$
             РОМАНОВСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ                  рого пути старый Романовский мост был рекон$
             МОСТ ЧЕРЕЗ ВОЛГУ, 1913 г.                    струирован: на правом берегу установлен прямо$
                                                          угольный малый пролет, каменная аркада заменена
                После многих споров о направлении железной  твердой земляной насыпью, каменные быки опояса$
             дороги в Пермь император Николай II отдал пред$  ны толстой бетонной оболочкой и облицованы гра$
             почтение компании Н.К. фон Мекка, предлагав$  нитом.
             шего вести путь через Казань и построить мост
             через Волгу. В 1909 в конкурсе, проводившемся
             правлением АО «Московско$Казанская железная
             дорога», среди 11 проектов моста через Волгу в
             районе Зелёный Дол — Вязовые победил проект
             крупнейшего российского ученого$мостовика
             Н.А. Белелюбского и петербуржского инженера
             А.П. Пшеницкого.
                                                                —ÌˇÚË ÔÓÒΉÌÂÈ ÔÓ‰ÎËÌÌÓÈ ÏÓÒÚÓ‚ÓÈ ÙÂÏ˚
                                                             В 2006–2011 проведена плановая замена исто$
                                                          рических полуовальных пролетов на новые,
                                                          трапециевидные. Тем не менее Романовский мост
                                                          сохранил за собой право считаться памятником
                                                          науки и техники нач. 20 в. благодаря своим опорам.
                                                          Первоначально было принято решение сохранить
                Торжественная закладка состоялась 13.02.1911.  последний металлический пролет моста, который
             Строительство возглавили на подрядных началах  планировали установить на специальном поста$
             инженеры путей сообщения И.А. Цишевский и    менте.
             В.М. Смугге. Подряд на изготовление и сборку метал$
             лических ферм на торгах выиграло АО «Сормово», а
             право на производство земляных работ и устрой$
             ство опор получила фирма «Томми и Дейчман».
             Строительство, унесшее в результате аварий и
             пожара в 1914 жизни многих рабочих, обошлось
             акционерному обществу в 9 млн руб. Через два года
             после закладки мост, получивший с благословения
             Николая II название «Романовский», был испытан
             11.07.1913. путем пуска нескольких груженых соста$
             вов. При строительстве использовались новатор$
             ские для того времени технические решения. Так,
             установка шести решетчатых параболических про$  Летом 2011 оставшийся последний пролет ле$
             летов, каждый длиной в 75 саж. (160 м), с помощью  гендарного Романовского железнодорожного моста
             башенного крана стала новинкой в мировом мосто$  через Волгу отправили в металлолом (что явилось
             строении. Мост через Волгу у Казани стал одним из  неисправимой ошибкой). Сегодня предметом охра$
             ярких образцов инженерной мысли нач. 20 в.   ны памятника истории можно признать только ряд
                Отчет о строительстве Романовского моста опуб$  видоизмененных каменных опор$быков.
             ликован в книге И.А. Цишевского, изданной в 1915
                                                                                  Р.Р. Хайрутдинов,  1999; А.М. Тарунов, 2015
             в Петербурге. Торжества и молебен по случаю
                                                          ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ
             открытия моста состоялись 5.10.1916. А в марте
                                                          Категория охраны: региональная
             1917,  после отречения царя, сооружение спешно
                                                          Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
             переименовали в «Мост Свободы».              от 28.01.1991 № 39
             436
   435   436   437   438   439   440   441   442   443   444   445