Page 367 - Объекты культурного наследия РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Том 2 - АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РАЙОНЫ
P. 367

ЕЛАБУГА
                                                                                 ОБЪКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

                     А
                    Г
                А
                 Б
                  У
              Л
             Е ЕЛАБУГА                                       Колокольня Висконти имела два яруса звона
             Набережная ул., 14                           (верхний восьмигранный), глухой барабан с башен
             СПАССКИЙ СОБОР С КОЛОКОЛЬНЕЙ, 1820 г.        ными часами и высокий массивный шпиль. В 1855–
             (2 объекта)                                  1864 в сводчатой галерее, соединившей колоколь
                                                          ню с трапезной, были устроены помещения для
                                                          Елабужского духовного правления и закрытая па
                                                          перть, разделенные поперечными сенями. После
                                                          второй серии перестроек (предпринятой по проек
                                                          ту 1864, подписанному губернским архитектором
                                                          А.Ф. Глазыриным и епархиальным архитектором
                                                          Э.В. Гарманом, исправленному директором Депар
                                                          тамента проектов и смет М.С. Купинским) трапез
                                                          ная была удлинена на три окна еще одной парой
                                                          опорных столбов и получила четырехоконную под
                                                          общей крышей пристройку с антресолями, предна
                                                          значенную для Духовного правления. Продольный
                                                          сводчатый коридор соединил трапезную с папер
                                                          тью и колокольней. Надстроенная до пяти ярусов
                                                          колокольня стала самой высокой в Волго Вятском
                                                          регионе, возносясь на 72 м.
                Кирпичный трехпрестольный  храм построен в
             1808–1816 на смену каменному, построенному в
             1714. Главный престол освящен в 1820. Трапезная,
             перекрытая сводами на четырех столбах, первона
             чально имела по 5 окон на боковых фасадах и скруг
             ленные западные углы. Небольшая колокольня опи
             ралась на западную пару столбов и встроенные в
             стену трапезной пилоны. Вход в храм был оформлен
             в виде колонного портика. В 1835 вместо прежней,
             включенной в трапезную колокольни воздвигается
             новая колокольня по проекту архитектора Д.И. Вис   В своем нынешнем виде собор состоит из трех
             конти (1772–1838). Сильно отнесенная к западу и со
                                                          соединенных в одном сооружении частей: теплой
             единенная с трапезной длинной галереей, она  пятиглавой церкви, одноэтажной трапезной (по 11
             получила два яруса звона, глухой барабан с башен   окон на каждой стороне) и 5 ярусной колокольни.
             ными часами и высокий массивный шпиль. Нижний
                                                          Сложенный из кирпича, оштукатуренный храм с
             ярус ее снабжен портиками, повторяющими боко   каменной и известковой отделкой интересен в
             вые портики храма.
                                                          архитектурном аспекте своей объемной компози
                В 1840 е территорию собора обнесли каменной  цией, оригинальным пятиглавием и органичным
             оградой с металлической решеткой, укрепленной
                                                          слиянием в декоративной отделке пилястрами тос
             между невысокими колоннами.  Ворота решены в
                                                          канского, ионического и коринфского ордеров, как
             виде триумфальной арки,  обрамленной колоннами  в экстерьерах, так и в интерьерах. Главный собор
             тосканского ордера.
                                                          Елабуги — образец архитектуры в стиле класси
                                                          цизма с добавлением в колокольне элементов ран
                                                          ней эклектики (венецианские окна).
                                                             В росписи интерьеров принимали участие
                                                          петербургские академические художники В.П. Ве
                                                          рещагин (1835–1909) и предположительно Н.А.
                                                          Бруни (1856–1935).
                                                             Одним из первых священников Спасского собо
                                                          ра был выпускник Казанской духовной семинарии
                                                          протоиерей П.М. Юрьев (1770–1820 е), пожерт
                                                          вовавший в 1809 Елабужскому уездному училищу
                                                          собственный дом. С 1852 по 1893 протоиереем


                                           Фото  А. Тарунова, 2015
                                                                                                 363
   362   363   364   365   366   367   368   369   370   371   372