Page 367 - Объекты культурного наследия РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Том 2 - АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РАЙОНЫ
P. 367
ЕЛАБУГА
ОБЪКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
А
Г
А
Б
У
Л
Е ЕЛАБУГА Колокольня Висконти имела два яруса звона
Набережная ул., 14 (верхний восьмигранный), глухой барабан с башен
СПАССКИЙ СОБОР С КОЛОКОЛЬНЕЙ, 1820 г. ными часами и высокий массивный шпиль. В 1855–
(2 объекта) 1864 в сводчатой галерее, соединившей колоколь
ню с трапезной, были устроены помещения для
Елабужского духовного правления и закрытая па
перть, разделенные поперечными сенями. После
второй серии перестроек (предпринятой по проек
ту 1864, подписанному губернским архитектором
А.Ф. Глазыриным и епархиальным архитектором
Э.В. Гарманом, исправленному директором Депар
тамента проектов и смет М.С. Купинским) трапез
ная была удлинена на три окна еще одной парой
опорных столбов и получила четырехоконную под
общей крышей пристройку с антресолями, предна
значенную для Духовного правления. Продольный
сводчатый коридор соединил трапезную с папер
тью и колокольней. Надстроенная до пяти ярусов
колокольня стала самой высокой в Волго Вятском
регионе, возносясь на 72 м.
Кирпичный трехпрестольный храм построен в
1808–1816 на смену каменному, построенному в
1714. Главный престол освящен в 1820. Трапезная,
перекрытая сводами на четырех столбах, первона
чально имела по 5 окон на боковых фасадах и скруг
ленные западные углы. Небольшая колокольня опи
ралась на западную пару столбов и встроенные в
стену трапезной пилоны. Вход в храм был оформлен
в виде колонного портика. В 1835 вместо прежней,
включенной в трапезную колокольни воздвигается
новая колокольня по проекту архитектора Д.И. Вис В своем нынешнем виде собор состоит из трех
конти (1772–1838). Сильно отнесенная к западу и со
соединенных в одном сооружении частей: теплой
единенная с трапезной длинной галереей, она пятиглавой церкви, одноэтажной трапезной (по 11
получила два яруса звона, глухой барабан с башен окон на каждой стороне) и 5 ярусной колокольни.
ными часами и высокий массивный шпиль. Нижний
Сложенный из кирпича, оштукатуренный храм с
ярус ее снабжен портиками, повторяющими боко каменной и известковой отделкой интересен в
вые портики храма.
архитектурном аспекте своей объемной компози
В 1840 е территорию собора обнесли каменной цией, оригинальным пятиглавием и органичным
оградой с металлической решеткой, укрепленной
слиянием в декоративной отделке пилястрами тос
между невысокими колоннами. Ворота решены в
канского, ионического и коринфского ордеров, как
виде триумфальной арки, обрамленной колоннами в экстерьерах, так и в интерьерах. Главный собор
тосканского ордера.
Елабуги — образец архитектуры в стиле класси
цизма с добавлением в колокольне элементов ран
ней эклектики (венецианские окна).
В росписи интерьеров принимали участие
петербургские академические художники В.П. Ве
рещагин (1835–1909) и предположительно Н.А.
Бруни (1856–1935).
Одним из первых священников Спасского собо
ра был выпускник Казанской духовной семинарии
протоиерей П.М. Юрьев (1770–1820 е), пожерт
вовавший в 1809 Елабужскому уездному училищу
собственный дом. С 1852 по 1893 протоиереем
Фото А. Тарунова, 2015
363