Page 274 - Объекты культурного наследия РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Том 2 - АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РАЙОНЫ
P. 274
ДРОЖЖАНОВСКИЙ РАЙОН
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
рожжановский район явились первые поселения миша- волостное правление, работали
Татарстана граничит с рей, которые перемежались с се- две мечети и два медресе. В этот
Республикой Чувашия лами чувашей, мордвы и марий- период земельный надел сель-
Ди Ульяновской облас- цев. Этническую пестроту в нач. ской общины составлял 1472,1
тью. В силу этого, а не только по 18 в. усилили так называемые десятины.
дальнему расстоянию, район счи- служилые татары, переселенные До 1920 село оставалось цент-
тается достаточно отдаленным от правителями России для защиты ром Дрожжановской волости
столицы Татарстана и этнографи- оборонительных линий на тог- Буинского уезда Симбирской
чески довольно своеобразным. В дашней границе государства. губернии. С 1920 Буинский уезд
труде русского историка Е.А. Ма- В годы правления Екатерины II на правах самостоятельного кан-
лова «Сведения о мишарях» при- селение Дрожжановский Куст тона включили в состав сформи-
ведена легенда, в которой сообща- превратилось в центр Дрожжа- рованной Автономной Татарской
ется, что когда-то мишари при- новской волости. В дореволюци- ССР. В 1930 при организации
шли сюда из турецких земель. Но онных источниках это селение административных районов из
даже до их появления здесь уже встречается и под названием Ста- Буинского кантона выделили са-
жили чуваши. рый Дрожжаной Куст. мостоятельный Дрожжановский
Археологически доказано, что В 18 — 1-й пол.19 в. жители район с центром в с. Старое Дрож-
люди проживали на территории этого и окрестных селений отно- жаное. В ходе укрупнения районов
современного Дрожжановского сились к категории государствен- его территория в 1963 вновь вклю-
района в период ранних булгар. ных крестьян, занимались земле- чена в Буинский район. Через
Об этом свидетельствуют следы делием и разведением скота. По несколько лет прежнее решение
жизнедеятельности, найденные некоторым сведениям, в Старом отменили, и Дрожжановский рай-
на местах древних поселений по Дрожжаном действовала мечеть. он возродился в прежних размерах
р. Цильна. В сер 17 в. здесь по- В нач. 20 в. в селе располагалось и составе населенных пунктов.
Ь
Ш
А
К
С
А
Я
А
Б БОЛЬШАЯ АКСА вашским просветителем, инспектором народных
О
Л
ЦЕРКОВЬ КАЗАНСКО<БОГОРОДИЦКАЯ, чувашских школ Симбирской губернии И.Я.
1890 г. Яковлевым и священником чувашом В.Н. Теняе
вым, выпускником Казанской учительской семи
нарии, который служил священником в Большой
Аксе с 1891 по 1918 и позже.
В советское время церковь закрывалась, под
вергалась переделке. В помещении располагались
школа, зернохранилище, сельский клуб. Вновь
действует с 1991, освящена заново в честь препо
добного Сергия Радонежского. Не входит в пере
чень объектов культурного наследия.
А.М. Тарунов, 2015
‘ÓÚÓ 2012 „.
Деревянный храм построен в 1890 для христи
ан чувашей. Первоначально был освящен во имя
Казанской Богоматери. Это был одновременно и
приходской храм, и школа, поэтому здание внут
ри делилось на три комнаты класса. Средства на
постройку храма были собраны известным чу
270