Page 214 - Объекты культурного наследия РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Том 2 - АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РАЙОНЫ
P. 214
ВЕРХНЕУСЛОНСКИЙ РАЙОН
ело Верхний Услон рас-
положено на высоком
правом берегу Волги
Снапротив Казани (рас-
стояние по воде 6–8 верст). Изве-
стно с 16 в., что здесь стояла дере-
вянная церковь Св. Николая, со-
хранявшаяся до 1-й трети 19 в. К
Верхнему Услону подходил из
Москвы тракт, ведущий к Казани и
далее в Сибирь. Кому приходи-
лось ехать в ту или иную сторо-
ну, переправлялись через Волгу у
Верхнего Услона. К примеру, по
этому пути в 1728 проследовал в
сибирский Берёзов опальный
князь А.Д. Меншиков. В Верх- прежнему следовал к речной пере- До 1920 территория входила в
нем Услоне скончалась и была праве. состав Свияжского уезда Казан-
погребена его жена Дарья Михай- В августе 1918 за Верхний ской губернии, с 1920 по 1927 —
ловна. Через Верхний Услон так- Услон велись бои красноармейцев Свияжского кантона, с 1927 по
же проезжали царственные особы (Я.А. Юдин, Л.Д. Троцкий) с че- 1931 — в состав Свияжского и
— Екатерина Великая в 1767 и хословацкими легионерами и бе- Теньковского районов. Верхне-
Павел I в 1798. логвардейцами Народной армии услонский район образован в 1931
Комуча (А.П. Степанов, В.О. Кап- после сокращения Теньковского и
пель) с применением аэропланов. Свияжского районов. Был упразд-
Из Верхнего Услона била по Каза- нен в 1963 с передачей территории
ни артиллерийская батарея. в состав Зеленодольского района.
Восстановлен в 1965.
В 1981–1989 построен автодо-
рожный мост через Волгу у посел-
ка Займище, в 12 км ниже желез-
нодорожного моста и в 15 км выше
казанского порта. Только после
этого транзитное значение Верх-
ƒ.Ã. ÃÂ̯ËÍÓ‚‡ него Услона сошло на нет.
С кон. 18 в. при переправе че-
рез Волгу находились почтовая
станция, этапная тюрьма, учили-
ще. Рыбаки Верхнего Услона
охотно нанимались лоцманами.
Описание Верхнего Услона дал в
своих записках о путешествии из
Сибири писатель А.Н. Радищев,
который переночевал здесь 7 июля
1797. Транзитное значение Верх-
него Услона сохранялось и после
строительства Романовского же-
лезнодорожного моста у Свияж-
ска в 1913, т.к. поток проезжав-
ших по обычным дорогам по-
210