Page 160 - Объекты культурного наследия РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Том 2 - АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РАЙОНЫ
P. 160
БУГУЛЬМА
кузнечное, столярное, малярное, биржу и напрямую в Германию. шой объем перевозок, однако к
кровельное, печное ремесла. В Много людей приезжало на еже- 1914 она соединила Симбирск
то же время горожане продолжа- недельные базары в Бугульму. через узловую станцию Чишмы
ли заниматься хлебопашеством, В период ярмарок их числен- с Уфой, Самаро-Златоустов-
пчеловодством, скотоводством. ность увеличивалась многократ- ской дорогой и Великой Сибир-
В 1904 годовой оборот бугуль- но. Воздвиженская ярмарка в ской магистралью, что резко
минской промышленности со- Бугульме считалась второй по усилило ее значение. В годы
ставлял всего 20 тыс. руб., а 90 величине в Самарской губернии. гражданской войны город Бу-
магазинов, лавок и палаток — В дни ее проведения на ярмарку гульма и Бугульминский уезд
360 тыс. руб. в год. Совокупный прибывало «постороннего наро- оказались ареной сражений
годовой оборот двух обществен- да» до 30 тыс. На ярмарку приго- противоборствующих сил —
ных городских банков составлял няли лошадей и рогатый скот, белых и красных.
590 тыс. руб. привозили сырые кожи, бухар- В 1920 Бугульма стала цент-
В Бугульме сходились почто- ские товары, чай, верблюжье ром Бугульминского кантона
вые тракты из Уфы и Оренбурга сукно, кожевенные изделия и т.д. Автономной Татарской ССР. В
в Казань, что способствовало В нач. 20 в. через Бугульму ту пору данная территория рас-
развитию торговли. Различалась прошла железная дорога, здесь сматривалась как аграрная, хо-
развозная, разносная, редко ста- построили паровозно-вагонное тя в городе действовали про-
ционарная, мелочная торговля. депо. К 1914 на станции Бугуль- мышленные предприятия: меха-
Купец Шакир Хакимов, владе- ма было 5 станционных путей, нические мастерские, бойня,
лец нескольких лавок и одного она пропускала 4 пары товар- три мельницы, холодильник,
из лучших магазинов на Базар- ных поездов и один пассажир- маслозавод. Работали педучи-
ной площади, проводил также ский из 5–6 вагонов. Железная лище, школа торгового учениче-
оптовые закупки зерна в Казан- дорога, которая до 1930-х назы- ства, школа механиков, медучи-
ской и Самарской губерниях, ко- валась Волго-Бугульминской, лище. До 1930 появились новые
торое вывозил на Рыбинскую сначала обеспечивала неболь- населенные пункты, в т.ч. так
называемые переселенческие
поселки, которые в основном
просуществовали недолго. С
1937 начинает действовать
аэропорт.
В 1950-е в регионе начинает-
ся разработка месторождений
большой нефти. Бугульма пере-
живает второе рождение. Здесь
создается производственное
объединение «Татнефть», кон-
центрируются управления по
разведке и добыче татарстан-
ской нефти, строится узел по ее
транспортировке и открывается
научный центр. За короткое
время население города увели-
чилось в 10 раз. Вплоть до кон.
1960-х Бугульма оставалась
вторым по населению и значе-
нию городом в республике пос-
ле Казани.
—ıÂχ ‡ÒÔÓÎÓÊÂÌˡ Ó·˙ÂÍÚÓ‚ ÍÛθÚÛÌÓ„Ó Ì‡ÒΉˡ ‚ „. ¡Û„ÛθÏÂ
156