Page 102 - Объекты культурного наследия РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Том 2 - АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РАЙОНЫ
P. 102
АРСКИЙ РАЙОН
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Р
С
К
А АРСК на). Движение через станцию Арск открылось в
Банковская ул., 2 / Советская пл., 10 1919. Протяженное по фронту сооружение состоя
ДОМ КАПРАЛОВОЙ, ХХ в. ло из трех прямоугольных в плане и параллельных
друг другу объемов, между которыми в продо
Дом Капраловых, кон. ХIХ в. льном направлении располагались еще два объема.
Главные фасады их были заглублены внутрь, а пе
ред ними выступал навес под односкатной кровлей
на четырех столбах. Центральный объем вокзала
был 2 этажным, с входом по оси; над ним распола
гался большой люнет, а по сторонам от него — ароч
ные окна. Разорванный над люнетом фронтон до
вершал осевое построение фасада. В его крыльях с
открытыми галереями находились залы ожидания.
Симметричную композицию вокзала дополняли два
боковых флигеля. Все части постройки были обши
ты тесом горизонтально или вертикально.
Построен во 2 й пол. 19 — нач. 20 в.: внизу разме
щались бакалейная и хлебная лавки, второй этаж —
жилой. Купцы Капраловы занимались хлебной тор
говлей, извозом, держали рысистых лошадей.
Кирпичный 2 этажный объем с вытянутыми
под прямым углом двумя разновеликими крылья
ми. Угол срезан, его стена вверху приподнята и за
вершена щипцом. Функциональное предназначе
ние дома (лавка внизу, жилье наверху) ясно выра
жено в композиции фасадов. Прямоугольные окна
‘ÓÚÓ 1977 „.
с лучковыми завершениями обрамлены кирпичны
ми наличниками. Карниз активно выраженный, Деревянные постройки старого вокзала в Арске
профилированный. Пример жилой архитектуры пе ликвидированы в 2001 по решению управления
риода эклектики «кирпичного» исполнения с клас железной дороги в связи со строительством совре
сицистическими элементами. Здание подвергалось менных станционных сооружений из кирпича и
ремонту в 2000 х, произведена замена оконных бетона.
рам. Используется под офисы. Г.Л. Файзрахманов, Х.Г. Надырова, 1999; А.М. Тарунов, 2016
Г.Л. Файзрахманов, В.П. Притыкин, 1999; А.М. Тарунов, 2015 Выявленный объект культурного наследия
УТРАЧЕН
ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ
Категория охраны: региональная
Постановление Кабинета Министров ТССР от 31.07.1991 № 337
А АРСК
Р
С
К
Вокзальная ул.
К
А АРСК КОНТОРА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ
Р
С
Вокзальная ул. АРСК, 1914 г.
ЗДАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВОКЗАЛА Была построена в 1914 по типовому проекту пе
АРСК, 1914 г.
тербургского (в ту пору) архитектора И.А. Фомина.
Бревенчатое здание вокзала станции Арск на Одноэтажное деревянное здание вокзала IV класса
т.н. Казанбургской железной дороге (Казань — имело центральный 2 этажный ризалит под луч
Екатеринбург) спроектировано в 1914 в архитек ковой кровлей, боковые крылья под трехскатными
турной мастерской московского зодчего А.В. Щусе крышами с крутым изломом по периметру. Окна в
ва, построившего Казанский вокзал в Москве, как крыльях были высокие, прямоугольные, с лучко
одно из типовых на линии Арск — Сарапул и далее вой перемычкой. Углы и простенки ризалита выде
в Екатеринбург (возможно, при участии И.А. Фоми лялись лопатками, между которыми находились:
98 Фото А. Тарунова, 2005